Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условия
Принято считается, что неблагоприятные погодные условия наступают при температуре окружающего воздуха от 5 ºC до –10 ºC или при выпадении осадков в виде дождя или снега.
Статья подготовлена при информационной поддержке дорожно-строительной организации, предлагающей строительные и изыскательные работы на территории Москвы и других регионов страны, подробней на сайте компании.
Термины и понятия
- Асфальтобетонная смесь - специально отобранный состав минеральных материалов (щебня или гравия) и песка с минеральным порошком или без него, с добавлением битума в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
- Асфальтобетон - укатанная, согласно методике, смесь.
- Асфальтобетонное дорожное покрытие- покрытие капитального типа, состоящее из одно-, двух- или трехслойной усовершенствованной смеси из асфальтобетона и полимерасфальтобетона, подвергнутое уплотнению.
- Асфальтобетонный завод (АБЗ) - комплекс технологического, энергетического и вспомогательного оборудования, предназначенный для производства асфальтобетонных смесей.
- Асфальтоукладчик - самоходная дорожная машина для равномерного распределения и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси при строительстве дорожных покрытий.
- Дорожная одежда - конструктивный элемент дороги, принимающий нагрузку транспортных средств и передающий ее земляному полотну.
- Дорожное покрытие - верхний слой дорожной одежды, устанавливаемый на дорожной основе для передачи нагрузки транспортных средств и обеспечения заданных характеристик эксплуатации, а также защиты дорожной основы от воздействия погодных факторов.
- Модифицированное вяжущее на основе битума - вяжущее вещество на основе битума, обогащенное различными добавками (полимерами, резиной и т.д.), улучшающими его физико-химические свойства.
- Неблагоприятные погодные условия - погодные условия, включающие пониженную температуру воздуха (между 5 ºC и –10 ºC) и осадки в виде дождя или снега.
- Поверхностно-активное вещество (ПАВ) -органические добавки, используемые в смеси для улучшения сцепления вяжущего с поверхностью каменного материала или для регулирования процессов формирования смеси.
- Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) - органическое вяжущее, образованное смешением вязких дорожных битумов с полимерами, такими как блоксополимеры типа СБС с пластификаторами, и ПАВ.
- Полимерасфальтобетонная смесь - тщательно подобранный состав минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) с ПБВ, перемешанных в нагретом состоянии.
- Полимерасфальтобетон - уплотненная полимерасфальтобетонная смесь.
- Пониженная температура воздуха - температура окружающего воздуха в пределах от 5 ºC до –10 ºC, при которой возможно устройство дорожных покрытий из горячих асфальтобетонных смесей.
- Прочность дорожной одежды - способность дорожной одежды поддерживать целостность своей поверхности (без трещин) и ровность в установленных пределах под воздействием повторяющихся нагрузок от движущихся транспортных средств и погодных условий в течение срока эксплуатации.
- Специальные добавки - полимерные и адгезионные добавки, обеспечивающие удобное укладывание и уплотнение асфальтобетонной смеси с требуемой плотностью при пониженной температуре воздуха.
- Трамбующий (вибрационный) брус - вибрационный инструмент для предварительного уплотнения слоев асфальтобетонных смесей, установленный на асфальтоукладчике, с узкой опорной плитой в форме бруса и несколькими вибраторами, размещенными в один ряд.
- Терморазогреватель - машина для разогрева конструктивных слоев дорожной одежды (основы или покрытия).
- Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - тщательно подобранный состав минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, перемешанных в нагретом состоянии.
- Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
- Полимерщебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь - подобранный состав минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума с полимерными и стабилизирующими добавками, перемешанных в нагретом состоянии.
Подготовка основания
Очистка поверхности основания от снега, льда, пыли и грязи, а также просушка для уменьшения теплопотерь и обеспечения хорошего сцепления слоя покрытия с основанием. В случае уплотненного снега и льда, предварительная очистка основания рекомендуется вести в два этапа: первичная грубая очистка плужными и плужно-щеточными снегоочистителями, вторичная очистка ножом автогрейдера.
Россыпь химикатов после предварительной очистки основания от льда и снега, тип и норма расхода химических веществ зависят от толщины слоя снега или льда. После этого основание очищают от остатков растаявшего льда механическими щетками. Предотвращение появления снежных и ледяных корок на основании в осеннее время путем проведения предварительной подгрунтовки поверхности основания битумом. Возможность использования терморазогревателей для удаления льда с поверхности основания. Предохранение щебеночного основания от переувлажнения розливом жидкого или вязкого битума в сухую погоду.
Транспортировка материалов на объект строительства
Транспортировка асфальтобетонной смеси к месту укладки осуществляется в автомобилях-самосвалах, оборудованных обогреваемым кузовом, 3-слойным брезентовым тентом, подъемным устройством кузова и наиболее низкой вибрацией при движении. Для транспортировки асфальтобетонной смеси рекомендуется использовать прочный материал полога, который должен полностью покрывать кузов автомобиля-самосвала и плотно прилегать к его стенкам. Для повышения производительности процесс развертывания и свертывания полога может быть механизирован.
Перед погрузкой кузов автомобиля-самосвала очищают от посторонних предметов, и дно кузова должно быть гладким и без вмятин. Используются непетролеумсодержащие смазочные материалы, такие как известковая суспензия при положительной температуре воздуха и сульфитно-спиртовая барда при отрицательной температуре воздуха. Рекомендуется загружать автомобиль-самосвал в три или пять приемов для уменьшения расслоения асфальтобетонной смеси в момент загрузки и для повышения ее однородности.
Транспортировка предпочтительно вестись по короткому маршруту по автомобильной дороге с усовершенствованным типом покрытия. Максимальная дальность транспортирования асфальтобетонной смеси определяется с учетом температуры на месте укладки и погодных условий. Для высокоплотных, щебеночно-мастичных и полимерасфальтобетонных смесей допускается увеличивать температуру готовых смесей с учетом требований ГОСТ 12.1.005-88.