Сущность и процесс обкатки подвесных лодочных моторов

14.08.2018 13:10

Каждый производитель своего модельного ряда по своим техническим параметрам регламентирует правило обкатки, с требуемым количеством масла, и соответствующих параметров топлива и т.д. Одни производители советуют больше заливать масла, с соблюдением щадящих режимов с постепенным увеличением нагрузки. Другие настаивают на поэтапном увеличении оборотов.

Несомненно, добросовестный покупатель внимательно пересмотрит положения инструкции по эксплуатации, а у менеджера-консультанта поинтересуется о порядке проведения обкатки лодочного мотора Parsun 5.

Итак, что же происходит в моторе после первого его запуска? Подвергаются процессу приработки три узла - коленчатый вал, поршневые кольца и пара цилиндр, шестерни редуктора. 

Коленчатый вал ПЛМ собран, может на подшипниках качения, или на подшипниках скольжения (зачастую четырехтактные моторы). С учетом высокого качества подшипников качения - роликовых, шариковых, игольчатых – нет смысла их обкатывать, поскольку нет в них существенных усилий на трение. За исключением - роликовых подшипников, которые имеют "колотые" обоймы. Однако известно из практики, что выпускаемые сейчас роликовые подшипники, имеющие колотые обоймы работают дольше сравнительно с шариковыми, это происходит за счет большего контакта, передающего усилие. 

На моделях четырехтактных моторах, применяют подшипники скольжения. Между движущимися частями имеется масло, в металлических деталях не происходит непосредственного контакта. Большие и средние четырехтактные модели имеют масляный насос, которые подают под давлением масло для смазки. Малые четырехтактные модели насосами не оснащены, смазка выполняется масляным туманом, который создается вращающимся коленвалом. Но нужно иметь ввиду, применение рекомендованных типов масел является обязательным. 

При правильно подобранном зазоре с сохранением теплового режима поршень не изнашивается, посему и не обкатывается. При эксплуатации происходит изнашивание пара гильзы и колец. Важным моментом в ходе обкатки является наличие просвета между гильзой и кольцами. С теоретической стороны кольца могут отклоняться от правильной окружности, может возникнуть просвет. Величина просвета колец свыше 30 градусов относительно всей окружности является критичной и считается браком. При наличии просвета в рабочее время поршня, газ после воспламенения создает большое давление, которое было образовано после сгорания топлива. 

Выпускаются шестерни редуктора всеми производителями из качественных металлов, методом нарезания зубьев. Данные шестерни при обкатке дают небольшое количество металлической стружки, невозможен выход из строя редуктора. Однако существуют в некоторых моделях и определенные отклонения. К примеру, Mercury выпускают некоторые шестерни с применением метода порошковой металлургии. Этот метод является быстрым и технологичным, однако поверхность зубьев остается шероховатой. Посему редукторы с подобными шестернями во время приработки дают большое количество металлических стружек, которые неблагоприятно действуют на дальнейшую работу этого узла. Впрочем, главный фактор это отношение владельцев на подвесные моторы Parsun. И для облегчения эксплуатации редукторов следует соблюдать некоторые простые правила. Своевременно производить замену масла. В начале сразу после этапа обкатки, затем в сезон два раза. Применять при смене специально назначенное масло. Относительно объемов, то его требуется очень мало, при этом экономия тут не уместна. Для некоторых типов редукторов производят пробки оснащенные магнитом, при возможности лучше использовать такие.

Учитывая изложенное, можно отметить, с лодочным мотором вряд ли что-либо случится, если Вы все-таки не выдержите механизм обкатки до конца. Однако, специалисты настоятельно рекомендуют придерживаться его.

Лента публикаций
Вверх