Некоторые проблемы правоприменения 94-ФЗ и пути их решения

09.08.2018 22:58
Со дня вступления в силу Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94 – ФЗ) прошло пять лет и можно констатировать, что госзакупки состоялись как институт. С принятием закона 94-ФЗ процедура государственных закупок стала более прозрачной и открытой. Однако с момента вступления закона в силу возникли серьезные проблемы в его применении.

Во-первых, если надлежащее качество закупки массовых стандартизированных товаров возможно контролировать при помощи хорошо проработанного технического задания, то при закупке технически сложных товаров (услуг, работ) это весьма затруднительно. Выходом из этой ситуации могло бы стать введение института предквалификации поставщиков, а также учет их репутации. Иностранными специалистами уже давно разработаны и обоснованы практические рекомендации для выбора оптимальных поставщиков при закупках сложных товаров. В частности, предлагается процедура двухэтапных торгов, конкурентные переговоры.

Во-вторых, если предыдущее законодательство о госзакупках зачастую способствовало недобросовестному поведению заказчиков, то 94-ФЗ в большей степени защищает интересы исполнителей. Заказчик даже не может выбрать оптимальный способ размещения госзаказа, все строго регламентируется 94-ФЗ.

В-третьих, в отличие от зарубежной практики, в 94-ФЗ содержится прямой запрет на изменение положений уже заключенного контракта. Это положение создает дополнительные трудности для заказчика, поскольку при размещении госзаказа на некоторые категории товаров невозможно заранее предусмотреть все условия и требуется их коррекция. Невозможность пересмотра положений госконтракта приводит к тому, что зачастую заказчик вынужден расторгать контракт и вновь размещать госзаказ с учетом изменившихся обстоятельств.

В-четвертых, в 94-ФЗ нашли свое отражение лишь некоторые способы закупок. В то время как в мировой практике этих способов значительно больше. Разработка и включение в текст 94-ФЗ новых способов госзакупок будет способствовать тому, что заказчик сможет выбирать наиболее оптимальную процедуру для выбора исполнителя с учетом специфики каждой группы товаров.

В-пятых, механизм защиты заказчиков от рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения госзаказа, предложенный 94-ФЗ, не может гарантировать компенсации всех возможных издержек. 94-ФЗ существенно ограничил возможности заказчика по воздействию на недобросовестного поставщика. При этом внесение контрагента в реестр недобросовестных поставщиков возможно лишь в двух случаях (отказ исполнителя от подписания контракта или расторжение госконтракта по судебному решению) и эффективно лишь в отношении реально существующих добросовестных организаций, а судебное преследование недобросовестного поставщика зачастую не может решить все возможные трудности, которые неизбежно возникают при невыполнении или ненадлежащем выполнении условий контракта.

Следует отметить, что законодатель отдает себе отчет в том, что в законе существует масса недоработок. В настоящее время готовится ряд поправок в 94-ФЗ, которые призваны устранить некоторые проблемные моменты.
Лента публикаций
Вверх