11 апреля в интернет-сервисе «Авито» можно было найти 67 объявлений о продаже турфирм в России, 26 из них – в Москве. Это не так много, учитывая, что, по разным данным, в стране функционирует от 12 до 20 тыс. розничных компаний. Примечательно, все объявления появились в марте – начале апреля этого года. Стоимость готового бизнеса в столице варьируется от 150 тыс. до 2,5 млн рублей.
Самое дешевое предложение – офис у метро «Перово»: «Продам турагентство. Предложение актуально до 1 мая. В бизнес-центре. На этом месте с 2014 года, франшиза туроператора Sunmar. Остается опытный менеджер, которая работает с начала деятельности турагентства, база туристов. Офис не требует постоянного присутствия владельца. Возможна продажа с юрлицом – с расчетным счетом, онлайн-кассой, эквайрингом, франшизой».
Самое дорогое – помещение площадью 115 кв. м, расположенное у метро «Библиотека имени Ленина». Как сказано в объявлении, офис арендуется собственником по ставке 46 тыс. рублей в месяц. Турагентство открыто в 2000 году.
Стремление продать бизнес вполне объяснимо на фоне остановки деятельности и отдаленной перспективы ее возобновления. «Мы несем большие расходы и не видим будущего для себя, даже если продажи начнутся через три месяца. Уверена, восстановление спроса будет долгим», – комментирует для TourDom.ru Анна, индивидуальный предприниматель из Екатеринбурга.
Впрочем, уйти из туризма сейчас тоже непросто – остаются обязательства перед туристами по забронированным заявкам. «Кто же возьмет компанию с долгами?» – задается вопросом Ekaterina Larina-Prinada в обсуждении темы в группе Фейсбука «Трэвел Президиум».
По мнению Георгия Томаева («Трэвел Таймс»), дно кризиса агентства еще не ощутили, поэтому многие взяли паузу – не принимают кардинальных решений.
«А может быть, все тайно надеются, что сосед закроется, а у них потом попрет?» – шутит участник обсуждения Андрей Савелов. И получает поддержку коллег: чувство юмора – это то, что лучше всего спасает турагентов от мыслей продаться или закрыться.