Представитель одного из крупных туроператоров поделился с порталом TourDom.ru проблемой, с которой сейчас сталкиваются поставщики туруслуг. По его словам, авиакомпании установили жесткие тайм-лимиты выкупа в системах GDS авиабилетов на черноморские курорты. На принятие решения о бронировании подчас отводится лишь 20–30 минут, этого явно недостаточно, чтобы получить подтверждение от выбранной гостиницы.
«В условиях закрытых границ спрос на отдых в Сочи, Анапе, Крыму – ажиотажный. У авиаперевозчиков нет проблем с реализацией мест на рейсах, и, если туроператор не выкупает их в кратчайшее время под конкретных пассажиров, самые выгодные тарифы моментально уходят. Отели, в свою очередь, затягивают с ответами о наличии свободных номеров. Получается замкнутый круг – стоимость перелета в составе GDS-туров подчас приходится пересчитывать по нескольку раз, что создает нервозность у турагентов, туристов и самих поставщиков турпродукта», – поясняет эксперт.
Проблему подтверждают и в другом крупном туроператоре. По словам одного из его топ-менеджеров, компания нашла такой выход из ситуации: решили отказаться от бронирования авиабилетов, тайм-лимит по которым составляет менее 6 часов. «На таких направлениях, как Сочи или Крым, тарифы на перелеты при этом получаются примерно на 1 тыс. руб. выше. Но зато у нас есть время убедиться в наличии гарантированных комнат из своих квот и при необходимости подобрать альтернативное размещение», – делится опытом специалист.
По мнению гендиректора сети турагентств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, крупные федеральные туроператоры, за исключением тех, кто делают серьезную ставку на внутренний туризм, не учли, что закрытие международного авиасообщения – это надолго. До последнего надеялись, что хотя бы к середине лета откроют Турцию, другие массовые выездные направления и за их счет сезон удастся спасти. «Парадокс, но гарантированное размещение в Сочи и Крыму нам сейчас проще найти у местных игроков, имеющих налаженные контакты с отельерами, или же у некоторых туроператоров второго-третьего эшелона», – говорит эксперт. Он полагает: крупным поставщикам турпродукта стоило бы подумать о том, чтобы направить часть финансовых ресурсов на внесение депозитов в отечественные пляжные гостиницы на следующий летний сезон.
На стандартные аргументы о нежелании отельеров сотрудничать с турбизнесом Алексан Мкртчян отвечает так: «В этом есть определенное лукавство. Вряд ли гостиницы откажутся от живых денег – они им остро необходимы и на реновацию, и чтобы пережить низкий зимний сезон – платить налоги, коммуналку, зарплаты сотрудникам. Туроператоры просто не готовы рисковать, брать на себя жесткие обязательства по реализации номеров». У оппонентов такого подхода своя правда: у туркомпаний попросту нет свободных средств, они давно размещены в виде депозитов иностранным партнерам, и изъять их даже частично не так-то просто. Кроме того, в случае открытия границ спрос на российские курорты снизится, не учитывать это тоже недальновидно.