Министерство транспорта РФ подсчитало убытки российских авиакомпаний от вынужденной приостановки полетных программ в Китай и озвучило цифры 11 февраля. По мнению представителей ведомства, совокупные финансовые потери 10 перевозчиков, снявших рейсы в Поднебесную, не превышают 1,6 млрд рублей.
Как рассказал журналистам заместитель министра транспорта РФ Александр Юрчик, именно эту сумму авиакомпании могут получить из бюджета в ближайшее время. Впрочем, она может быть скорректирована. Дело в том, что Минтранс и Минфин до сих пор спорят, что можно считать убытками для перевозчиков.
В частности, транспортники в это понятие вкладывают простой воздушных судов из-за срочной корректировки полетной программы. Однако, по словам Александра Юрчика, Минтранс не считает простой бортов убыточным, поскольку авиакомпании могут оперативно перевести их на другие направления. В Минтрансе же подчеркивают, что этот процесс может затянуться на несколько месяцев как минимум из-за получения дополнительных допусков от Росавиации. И, как добавляют в турбизнесе, во многих странах, куда бы могли переориентироваться перевозчики, сейчас низкий сезон.
Интересно, что сами авиакомпании оценивают объемы своих потерь совершенно иначе. Например, только в S7 заявляют о нескольких миллиардах рублей. У других перевозчиков аппетиты скромнее, но и они говорят о суммах с 9 нулями. Соответственно, предложенной Минтрансом компенсации хватит только максимум двум перевозчикам из 10, летавшим в Китай.
Тем не менее сложившаяся ситуация не так однозначна, как выглядит на первый взгляд. Как рассказал порталу TourDom собственный источник в авиационной отрасли, и власти, и авиакомпании пытаются перетянуть финансовое одеяло на себя. Так, перевозчики явно завышают свои убытки, пытаясь вписать в них недополученную прибыль или, например, выбивая деньги за полупустые рейсы в Китай как за сверхдоходное направление. С другой стороны, и подход Минтранса достаточно однобокий. Несмотря на то что убытки от простоя бортов технически просто подсчитать, такая методика не учитывает затрат авиакомпаний на выплату заработной платы сотрудникам или стоимость аэропортового обслуживания. В итоге всё сводится к банальному принципу: «Проси больше, получишь меньше».