Во второй половине дня 8 апреля Правительство опубликовало постановление за номером 461 – «Правила возврата денежных сумм туристам или их доверенным лицам из фондов персональной ответственности (ФПО) туроператоров». Напомним, вчера глава Ростуризма Зарина Догузова разъяснила, как использовать ФПО в условиях, связанных с распространением коронавируса и невозможностью участников турбизнеса выполнять свои обязательства. По закону фонды, находящиеся на счетах ассоциации «Турпомощь», раньше могли быть задействованы только в случае банкротства компаний.
Редакция TourDom.ru собрала основные положения документа, на которые стоит обратить внимание, и сопроводила их комментариями экспертов.
1. Правила устанавливают условия возврата в связи с наступлением обстоятельств, когда иностранные государства так или иначе ограничивают въезд туристов в страну.
2. Туроператор, желающий принять участие в «акции», в 2-недельный срок со дня выпуска правительственного решения, направляет в «Турпомощь» уведомление.
3. Туроператор размещает на своем сайте информацию о сроках и порядке формирования реестра требований туристов. И наполняет этот реестр в течение шести месяцев.
4. «Турпомощь» утверждает и вывешивает на своем сайте единую форму требования о возврате средств.
5. Турист не может требовать к возврату сумму, превышающую фактически оплаченную по договору. А общий объем средств, указанных в требованиях, не должен превышать фактический размер фонда туроператора.
6. Возврат туристам осуществляется за вычетом стоимости фактически оказанных туристу услуг.
7. Когда реестр туроператором составлен, он направляет его в «Турпомощь», и в течение 60 рабочих дней объединение осуществляет выплаты из ФПО туроператора на счет в банке, указанный туристом или его доверенным лицом.
Эксперты, к которым редакция обратилась за комментариями, отмечают также, что те туроператоры, которые решат воспользоваться средствами из своих ФПО, должны будут, согласно правилам, сделать взнос в фонд, а при нынешней экономической ситуации это затратно. Кроме того, для сбора информации по возвратам средств туристам придется привлекать агентства. В списке необходимых документов и информации есть такие, которыми располагают только розничные партнеры туроператора. На стыке выяснения отношений «туроператор – турагент – клиент» могут возникнуть вопросы и разногласия. Например, во многих случаях необходимо будет решать, кто восполнит туристу сумму агентского вознаграждения.
Возможно, вся эта совокупность сложных организационных и финансовых вопросов останавливает федеральных туроператоров от намерения воспользоваться средствами ФПО.