Сразу три российские авиакомпании за последние сутки объявили о своей готовности вернуть деньги даже за невозвратные билеты, в случае если турист передумал лететь в страхе перед коронавирусом. Однако за возврат нужно доплатить определенную сумму. В пятницу, 6 марта, эксперты из авиаотрасли высказались о новой политике перевозчиков, назвав ее грамотным маркетинговым ходом.
Так, «Победа» в своем пресс-релизе сообщила, что начинает предоставлять новую услугу по возврату билета, которая добавляет к стоимости любого базового невозвратного тарифа 499 рублей и будет доступна с 7 марта. По словам генерального директора «Победы» Андрея Калмыкова, решение было принято по просьбам самих туристов и направлено на снятие опасений в планировании отпусков.
Однако собеседники TourDom.ru видят в подобных действиях не заботу о клиентах, а погоню за прибылью и желание вызвать к себе доверие: «Увидев, что продажи билетов падают из-за страха населения перед любыми перемещениями, перевозчики пытаются стимулировать людей к покупкам авиабилетов. Хотя безусловно – для тех, кто планирует покупать билеты в ближайшие даты – эта мера только на руку». Основной проблемы – невозможности получить деньги за аннуляцию билетов, купленных ранее, – эти меры не решают, подчеркивают собеседники.
Помимо «Победы», которая прибавляет 499 руб. к стоимости билета, на аналогичные «уступки» пошли «Уральские авиалинии» и S7. Первые предлагают перенести дату вылета и/или направление, но только в билетах, купленных с 8 марта по 15 апреля 2020 года без штрафных санкций. Можно также вернуть билет, приобретенный в те же даты, но с удержанием – 1000 рублей. Условия у S7 идентичны и распространяются на даты с 5 марта по 10 апреля для всех рейсов, в том числе авиакомпаний-партнеров.
Наблюдатели в качестве положительного примера приводят зарубежные авиакомпании, которые учитывают интересы пассажиров, купивших билеты заранее. Так, Lufthansa Group предложила своим пассажирам возможность бесплатно перебронировать свои поездки по всему миру – в том числе согласно билетам, выписанным до 5 марта 2020 года и с датой вылета в период с 5 марта по 30 апреля 2020 года при условии, что рейсы не были аннулированы. А итальянская Alitalia помимо возможности перебронировать билет без штрафных санкций предлагает также получить специальный ваучер, по которому можно купить новый билет с идентичной стоимостью и по любому направлению авиакомпании с датой вылета до 30 июня. Но, как справедливо отмечают наблюдатели, ваучер не равен возврату денег, которые по-прежнему остаются у перевозчика, а пассажир вынужден пользоваться услугами конкретной компании.