Самолет авиакомпании Ryanair, который 23 мая летел по маршруту Афины – Вильнюс, экстренно приземлился в аэропорту Минска после получения сообщения о минировании. О потенциальной угрозе безопасности на борту экипажу сообщили диспетчеры из Управления воздушным движением Беларуси.
«Самолет благополучно приземлился, пассажиры высажены, проверка безопасности выполнена местными властями. Ничего "странного" не было обнаружено, и власти разрешили самолету вылететь примерно спустя 5 часов стоянки в Минске. Мы искренне приносим прощения у всех пострадавших пассажиров за эту прискорбную задержку, которая была вне контроля Ryanair», – прокомментировали в пресс-службе авиакомпании.
Как оказалось, в самолете находился один из основателей и бывший главный редактор признанного в Беларуси экстремистским телеграм-канала NEXTA Роман Протасевич.
Несмотря на то что причины инцидента политические, они могут иметь последствия и для авиа, и для туристического рынка. Ожидания санкций, которые в конечном итоге затронут интересы пассажиров, вполне реальны, учитывая реакцию европейских государств. Так, глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан посчитал ситуацию с самолетом Ryanair неприемлемой и призвал Европу к жесткому и единому ответу. Диппредставительство Греции назвало происшествие актом «государственного авиапиратства». Власти Австрии заявили о необходимости провести международное расследование, а в Польше попросили председателя Евросовета обсудить немедленные санкции против Беларуси.
Особое мнение высказал редактор сайта avia.ru Роман Гусаров. Он считает, что власти Беларуси действовали в рамках положений Международной организации гражданской авиации: «Согласно им за безопасность полетов отвечают лично главы правительств каждой страны. Если есть информация об угрозе самолету, они обязаны предпринять любые действия, чтобы устранить ее. Если санкции и последуют, то со стороны властей, а не авиационных организаций».
И всё же к вечеру сегодняшнего дня поступила реакция от ICAO. Международная организация гражданской авиации заявила в своем Твиттере об обеспокоенности «явной вынужденной посадкой самолета Ryanair» и не исключила, что это «может противоречить Чикагской конвенции». «Мы надеемся, что больше информации будет официально подтверждено заинтересованными странами и операторами», – цитируют заявление ICAO профильные телеграм-каналы.
Если нарушение будет признано, не исключено, что иностранным перевозчикам порекомендуют облетать территорию Беларуси, полагают участники обсуждений в турсообществе. Это создаст вполне определенные трудности пассажирам, в том числе и российских авиакомпаний.
Самая большая вероятность осложнений для белорусов – «премьер Польши уже настаивает на запрете полетов белорусских авиакомпаний над территорией ЕС, а председатель комитета по международным делам британского парламента выступает за немедленный запрет на полеты в страну. Поэтому рекомендуем воздержаться от покупки билетов "Белавиа" в ближайшее время. Случиться может всякое», – пишет телеграм-канал «Акции и распродажи».
Эксперты напоминают: похожая ситуация произошла в 2013 году с самолетом президента Боливии Эво Моралеса. Тогда власти Франции и Португалии отозвали разрешение на использование своего воздушного пространства, опасаясь, что на борту может находиться Эдвард Сноуден, выдачи которого требовали США. Лайнер совершил вынужденную посадку в Австрии. Самолет обыскали, но Сноудена не нашли. Решение вызвало шквал возмущения в Латинской Америке. Эксперты гражданской авиации назвали этот случай беспрецедентным нарушением дипломатических правил. Однако никаких санкций в отношении нарушителей не последовало.