Выручка группы «Аэрофлот» за шесть месяцев 2020 года снизилась на 52% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года (до 149,3 млрд руб)., чистый убыток составил 58 млрд 270 млн рублей. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию.
По словам Андрея Чиханчина, замгендиректора ПАО «Аэрофлот» по коммерции и финансам, во втором квартале большая часть флота была остановлена из-за коронавирусных ограничений, те самолеты, которые все-таки выполняли рейсы для обеспечения связи между регионами РФ, снизили суточный налет.
В итоге во втором квартале пассажиропоток группы упал на 88%, максимальный спад наблюдался в апреле: услугами группы воспользовались лишь 229 тысяч человек при нормальном уровне в 4–5 млн. В июне, когда в регионах начали отменять карантин, удалось перевезти 1,2 млн пассажиров.
Национальный перевозчик сообщает, что ситуация потребовала нестандартных решений. Часть самолетов переоборудовали под перевозку грузов, что позволило хотя бы отчасти компенсировать падение доходов. Компания сократила расходы, договорилась с рядом контрагентов о переносе платежей. Кроме того, перевозчик получил поддержку от государства – это прямая субсидия в размере 7,9 млрд рублей, а также кредитные гарантии еще на 70 млрд рублей, что позволило привлечь дополнительные финансовые ресурсы.
«Данные меры гарантируют нам финансовую стабильность, необходимую для сохранения рабочих мест и преодоления текущих трудностей», – сообщается в пресс-релизе.
Судя по отчетности, по сравнению с декабрем 2019 года, кредитная нагрузка выросла на 307%: с 15,8 до 64,3 млрд рублей. При этом общий долг компании увеличился на 21,7% и составил 698,2 млрд рублей. Как сообщается в релизе, в значительной степени это объясняется переоценкой лизинговых платежей из-за девальвации рубля на 13% по отношению к доллару США.
По информации перевозчика, несмотря на последствия пандемии, уже чувствуются позитивные тенденции, основой для которых стал емкий внутрироссийский рынок перевозок. В частности, в июле группа восстановила емкости до 41,7% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. «Особенно стоит отметить успешное восстановление перевозок авиакомпании “Победа”, которая в июле 2020 года стала единственной российской авиакомпанией, увеличившей пассажиропоток против сопоставимого периода прошлого года на 1,6%. В первой половине августа также открылся ряд международных направлений, и мы уже фиксируем высокий спрос на путешествия со стороны пассажиров», – указано в пресс-релизе.
Однако очевидно, что во втором полугодии ситуация в секторе авиаперевозок остается сложной. После сезонного оживления в июне – августе, российские авиакомпании неизбежно столкнутся с масштабным спадом спроса, который может стать беспрецедентным. Опасаясь новой волны распространения вируса, многие пассажиры предпочитают отказаться от поездок либо планируют их в последний момент. Эти факторы в сочетании с ограничениями на международные полеты снижают поступление выручки и заставляют перевозчиков держать на минимуме цены на авиабилеты по России, в том числе и на традиционно «пиковые» даты. Но действенность этих мер ограничена снижением покупательной способности граждан и общим спадом деловой активности, связанной с последствиями коронавируса. По мнению экспертов, осенью подвижность населения упадет до минимальных значений и будет оставаться на этом уровне вплоть до апреля следующего года. «Мы входим в фазу дичайшей конкуренции за пассажиров и ожидания банкротств слабых участников российского рынка авиаперевозок», – комментируют наблюдатели.