Пещера Альтамира – Сикстинская капелла эпохи Палеолита

27.09.2018 12:34

Пещера Альтамира – Сикстинская капелла эпохи Палеолита

Открытие пещеры Альтамира изменило взгляды на преисторического человека, которые бытовали вплоть до конца XIX века: полагалось, что он не был способен создавать художественные произведения, не имел для этого ни способностей, ни технических средств.

Вход в пещеру, расположенную в двух километрах от кантабрийского городка Сантильяна-дель-Мар, обнаружили случайно: в 1868 году рабочий местного завода Модесто Кубильяс пошел на охоту со своей собакой, которая и нашла небольшую трещину, позволившую попасть в пещеру. Кубильяс рассказал о пещере соседям, но новость не произвела особого эффекта – в этом регионе полно карстовых пещер.

Кубильяс сообщил о пещере и местному аристократу – Марселино Сансу де Саутоуола, который увлекался палеонтологией и считался эрудитом, но тот впервые посетил пещеру только в 1875 или 1876 году: тогда он осмотрел ее целиком, но не придал особого значения рисункам, приняв их за абстрактные изображения.

24 сентября 1879 года Саутуола снова приехал в пещеру Альтамира, на этот раз в компании своей восьмилетней дочери Марии, которая находилась под впечатлением Всемирной выставки в Париже и хотела найти в пещере кремень и древние кости.

Именно девочка сделала настоящее открытие: на потолке в боковом зале она увидела рисунки. Саутуола впечатлился изображениями странных животных – бизонов, оленей, кабанов – и в следующем году опубликовал небольшой трактат в научном журнале, где рассказал о преисторических рисунках и продемонстрировал некоторые изображения. Ведущие ученые-палеонтологи того времени – французы Cartailhac, Mortillet и Harlé – не приняли всерьез сообщение испанца и решили, что изображения созданы современным художником среднего дарования.

Но постепенно начали находить другие пещеры с похожими рисунками. В 1895 году, после обнаружения пещеры La Mouthe во Франции, Émile Cartailhac – главный оппонент Саутуолы – посетил Альтамиру и изменил свое к ней отношение: он признал, что наскальные рисунки в пещере были созданы в эпоху Палеолита.

Сегодня установлено, что графические и живописные изображения созданы в период между 35 600 и 13 000 лет назад. Стиль принадлежит франко-кантабрийской школе, для которой характерна реалистичность фигур – животных и людей. Одни изображения черно-белые, красные или цвета охры, а для других использовалось сразу несколько цветов.

Нарисованы они углем или смесью различных минералов с водой или жиром животных, а в качестве кистей использовали пальцы, тампоны и даже полые кости, сквозь которые выдували краску на стены пещеры.

Размеры пещеры относительно невелики – всего 270 метров в длину, температура в ней в течение всего года сохраняется на уровне 13,5–14,5ºC, а влажность составляет 94-97%.

Пещере Альтамира был присвоен почетный титул «Сикстинская капелла» древней эпохи, и в 1985 году она была причислена к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 в этот список вошли и другие пещеры, расположенные в Стране басков, Астурии и Кантабрии.

В начале 1970-х пещеру посетило более 173 000 человек, что отрицательно сказалось на сохранности изображений, и пещеру закрыли до 1982 года. Затем ее снова открыли, но количество экскурсий ограничили до 8 500 человек в год. А с 10 апреля 2015 года посетить пещеру в сопровождении 2 гидов могут только 5 человек один раз в неделю, и продолжительность визита не превышает 37 минут. Для массовых посещений в 2002 году была создана точная копия пещеры Альтамира – Neocueva, которую ежегодно осматривают около 250 000 человек. Также копии наскальных изображений можно увидеть в Национальном археологическом музее в Мадриде и в Немецком музее в Мюнхене.

Читайте новости Испании теперь и в Telegram – tele.click/espanarusa_news. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе ключевых событий первыми!

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В Барселоне за электрические транспортные средства придется платить Болельщики ФК «Вальядолид» устроили акцию протеста против системы видеоповторов VAR Лео Месси обошел Герда Мюллера по количеству голов за один клуб Первое «водное убежище» Барселоны в процессе реализации Города – объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО организуют большой праздник

Лента публикаций