Ботаник из Мадрида создает каталог растений, которые встречаются в картинах музея Прадо

19.03.2019 14:38

Ботаник из Мадрида создает каталог растений, которые встречаются в картинах музея Прадо

Растения, которые встречаются в 1050 произведениях искусства музея Прадо, уже вошли в каталог Эдуардо Барбы. Идея создания каталога возникла в тот момент, когда он обратил внимание, что «в исследованиях искусствоведов, если речь шла о растениях, возникали пробелы, а ботаники, когда им приходилось говорить об искусстве, не знали, как интерпретировать растительные символы, используемые художниками». «Вы видите растения, которые изобразил Босх, выбрав их благодаря невероятным деталям. Тициан вписал их в свои произведения с большим реализмом. Иоахим Патинир изображал окружающую среду и экосистему в целом», – рассказывает Барба.

В течение нескольких лет ботаник также сотрудничал с мадридским музеем Ласаро Галдиано и музеем изобразительных искусств Бильбао. От его зоркого взгляда не ускользает ни один растительный элемент, даже если это маленький листок, затерявшийся среди огромных деталей. Ищет он их не только среди картин, но и в скульптурах и произведениях декоративно-прикладного искусства. В каталоге представлены реальные названия растений и цветов, их особенности и возможный символический смысл в данных произведениях. Эдуардо Барба заявляет, что каталог будет дополняться, так как есть произведения, на которых при повторном внимательном рассмотрении можно найти новые растительные элементы. «В Испании не проводились такого рода исследования, в отличие от таких стран, как Германия и Италия», – добавляет он. Во время исследования ему помогали ботанические трактаты, рукописи, старинные книги и архив фотографий.

По его словам, в романском искусстве растения просто сопровождают общее пространство, не неся определенного смысла. В готическом искусстве они уже приобретают особое значение, благодаря их включению в картины художники создавали особую связь со зрителем, используя знакомые всем растительные компоненты. В живописи рококо одним из фаворитов является сирень, символизирующая наступление весны, а в период романтизма популярность набирают розы всех разновидностей, что делает их самым популярным цветком, представленным в произведениях музея Прадо. Самым многочисленным растением является плющ, который, по словам Барбы, обычно появляется на фоне пейзажей. Начиная с XX века, из-за преобладающего городского образа жизни ботаника в искусстве теряет актуальность.

«Многие ведущие художники придавали ботанике большое значение в своих работах не только потому что они являются украшением пространства, но также по причине того, что растения всегда были для них частью повседневной жизни, лекарством и добавкой к еде», – делает вывод исследователь. На своих лекциях и презентациях он рассказывает о значении растительных элементов, раскрывая секреты скрытых символов и знаков. Таким образом Эдуардо Барба превращает любителей искусства в любопытных исследователей и приглашает взглянуть на любимые произведения искусства более внимательно.

Источник

Лента публикаций
Вверх