В Общественной палате РФ вчера прошли слушания на тему «Доступность железнодорожного транспорта для детских групп». Участники проанализировали ситуацию, обозначили самые болевые точки в вопросах регулирования этой сферы, а также организации и исполнения существующих норм. Представители Российского союза туриндустрии, в частности, указали, что многие из них мешают нормальной работе компаний, занятых в этом сегменте, что, в итоге, тормозит развитие детского туризма в стране.
Слушания были организованы комиссией ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей при участии рабочей группы Регионального совета РСТ по пассажирским железнодорожным перевозкам. Вместе с ними в обсуждении участвовали представители Роспотребнадзора, Минтранса, РЖД, «Федеральной пассажирской компании» и другие.
РСТ представляли руководитель рабочей группы по железнодорожным пассажирским перевозкам Регионального совета РСТ Сусанна Старцева и глава рабочей группы по обеспечению транспортной доступности туристских локаций Координационного совета по развитию туризма в РФ, вице-президент РСТ Ольга Санаева. Их выступления были посвящены стоимости групповых перевозок – тарифам, льготам и особенностям их применения.
Компании, которые организуют поездки групп детей, сталкиваются с многочисленными трудностями и несправедливостями, работая в правовом поле, в то время как люди, самостоятельно организующие такие поездки (учителя, родители-активисты), делают то же самое без оглядки на нормы и правила.
В частности, к организаторам предъявляются избыточные и порой противоречивые требования при оформлении документов для групп. Не всегда логично ценообразование. Например, стоимость билетов для групп в плацкарте фиксируется по цене нижней полки, а при оформлении билетов в продаже могут остаться только боковые места. Это вызывает недовольство родителей, которые видят совсем другие суммы на сайте РЖД. Динамическое ценообразование действует только для индивидуальных пассажиров, и они успевают выкупить лучшие места по лучшим ценам. Также на группы не распространяется действие разнообразных акций и спецпредложений.
«Хотелось бы, чтобы групповые тарифы были привлекательными для покупки, в том числе туроператорами, – отметила в своем выступлении Ольга Санаева. – Надеюсь, останется нулевой тариф без места для детей до 5 лет, детский тариф до 10 лет, а вместо школьного тарифа будет введен тариф от 10 до 17 лет с 50% скидкой, так как по нему возникают дополнительные сложности с документами».
Есть вопросы у главы Регионального совета и по перевозке иностранных детей. «Сегодня в мире очень высок спрос на железнодорожные круизы, в том числе детских групп. Поверьте, на всех отраслевых выставках зарубежные партнеры задают вопросы на эту тему, и мне не очень понятно, почему мы эту тенденцию не подхватываем», – сказала г-жа Санаева. Детские тарифы – это возможность продвижения детского туризма, и здесь железная дорога может очень сильно повлиять. Конечно, хотелось бы, по ее словам, чтобы в тариф входила и перевозка сопровождающих, которые едут с детьми, потому что они, по сути, на работе, они помогают, чтобы группы путешествовали безопасно. Эксперт обратила также внимание на проблему замены билетов – если кто-то из детей заболевает, операторам приходится повторно вносить деньги за уже оплаченные сборы.
«Организация перевозок групп детей усложняется, – резюмировала Сусаннна Старцева. – Зарегулированность процесса приводит к тому, что те, кто работают по правилам, находятся в менее выгодном положении. Добросовестные участники вытесняются. Нужно искать новые подходы для организации групповой перевозки».
Представители РЖД и «Федеральной пассажирской компании» выразили готовность участвовать в дальнейших обсуждениях, чтобы выработать правила перевозки детских групп, устраивающие всех участников процесса. В частности, рассказали о том, что пытаются выявлять неорганизованные группы, чтобы применить к ним существующие нормы. Первый заместитель гендиректора ФПК Алексей Жигунов сказал, в частности, что летом 2019 года планируется перевести столько же или чуть больше детей, что и годом ранее (около 480 тыс.), и пообещал, что с нехваткой плацкартных вагонов для этих целей отрасль не столкнется, либо им на замену по той же стоимости будут предложены купейные.
Во время слушаний успели коснуться вопросов организации питания групп детей на железнодорожном транспорте, перевозки багажа, обновления подвижного состава, региональных особенностей регулирования этой сферы перевозок и т.д. Участники договорились сформулировать по итогам слушаний конкретные предложения для законодателей и профильных ведомств по организации мер, которые смогут повысить доступность детской групповой железнодорожной перевозки.