Отдых в Марокко востребован у россиян. По словам руководителя направления компании «Ванд» Натальи Кириченко, это страна однозначно не массовая, не чартерная, но свой клиент в России у нее есть, и это определенно целевая аудитория.
«Люди сознательно выбирают Марокко и знают, что там посмотреть. Мы скорректировали свои предложения под спрос, создали три самых востребованных экскурсионных программы», – рассказала г-жа Кириченко RATA-news. В основном, по ее словам, туристы берут комбинированные туры на 10 дней, из которых половину посвящают экскурсионной программе, остальное время – отдыху на море.
С коллегой согласна руководитель профильного направления компании ICS Travel Наталья Марголина: «Экскурсионные туры в Марокко хорошо продаются весной, в апреле-мае, сейчас – некоторое затишье, но уже к середине июля мы ждем оживления спроса на осень. Активно едут и на зимние каникулы». Объемы компании по Марокко невелики, но они вполне окупаются, так как немало дорогих, сложных заказов. Однозначно перспективное направление, уверена г-жа Марголина.
Тем не менее чартеры в Марокко летают, есть, их организует Anex Tour. Рейсы Azur Air в Агадир отправляются из Москвы с мая по сентябрь, раз в 10/11 ночей. Спрос, как нам сообщили в компании, стабильный, соответствующий запланированной программе.
Самыми важными среди конкурентных преимуществ Марокко Наталья Кириченко считает богатую экскурсионную составляющую, общий колорит страны, а также хорошую гостиничную базу. «Нам легко работать с этой страной. В Марокко мне импонирует поступательное развитие: с каждым годом все больше качественных отелей, появляются новые курортные зоны. Страна спокойная, стабильная экономически и политически. И, что очень важно, безопасная для туристов», – пояснила она RATA-news.
Действительно, согласно индексу Travel Risk Map-2019, Марокко – единственная в Северной Африке страна с таким же низким уровнем риска для туристов, как, например, США или Канада. У Алжира и Туниса – средний уровень риска, а вот у Египта – высокий.
Генеральный директор компании «Арт-Тур» Дмитрий Арутюнов уверен, что Марокко очень подходит для дорогого отдыха. «Это не «массовая» страна. У Марокко другой имидж, и туриндустрия здесь развивается в сторону более дорогого сегмента. Это понятно по тем гостиничным брендам, которые сюда заходят, – Mandarin, Four Seasons, Kerzner», – заметил эксперт.
Направление интересное, соглашается, директор по продажам «Интуриста» Сергей Толчин, но объемы практически не растут: «Для чартерной программы в этой стране слабовата гостиничная база и всего два морских курорта. А для дорого направления она недостаточно экзотична. У нас Марокко – направление для индивидуальных заявок, и их доля очень невелика».
Доля Марокко в выездном потоке из России также невелика, а главное – продолжает стремительно уменьшаться. По данным Погранслужбы РФ, общее число поездок россиян в Марокко с 2013 года упало более чем в 2,5 раза – с 35,7 тыс. человек до 13,2 тыс. в 2018, а с целью туризма – втрое, с 31 тыс. до 10,3.
Эти результаты очень далеки от тех показателей, которых туристические власти Марокко планировали достичь на нашем рынке три года назад. Напомним, в 2016 году между Россией и Марокко было подписано долгосрочное соглашение о стратегическом сотрудничестве в различных отраслях экономики, в том числе, туризме. Уже в 2016-2017 годах турпоток из России в Марокко предполагалось довести до 200 тысяч, то есть увеличить в семь раз по сравнению с 2015 годом, когда в Марокко побывало немногим более 30 тыс. россиян. Туроператоры предупреждали, что достичь этого будет непросто, однако поток не только не дорос до таких объемов, а вообще ушел в минус.
Примечательно, что российский рынок падает на исключительно благополучном фоне иностранного туризма в Марокко. Ежегодно въездной поток в страну прирастает в среднем на 6-8%, что выше среднемировых темпов роста туризма. Всего в 2018 году здесь побывало 12,3 млн туристов (+8%). Выросли все ведущие для Марокко рынки – Италия (+13%), Франция и Испания (по 9%), Германия (+8%). А новые рынки показали взрывной рост. Поток из Китая вырос почти вдвое, из Бразилии – на 57%, из США – на 30%. Заметно прибавили Южная Корея и Япония. После визовых послаблений число китайских туристов в Марокко выросло с 10 тыс. 2015 году до 180 тыс. в 2017. Что же в России пошло не так?