По данным консалтинговой компании JLL, лето 2019 года началось для рынков Москвы и Санкт-Петербурга по-разному. Июнь «без футбола» дал Москве уменьшение загрузки на 3 п.п. по сравнению с тем же месяцем в прошлом году (86% занятых номеров), а средний тариф упал почти в три раза – с 22 тыс. рублей в среднем до 7,5 тыс.
В Подмосковье июньская загрузка выросла на 13 п.п., было занято 66% номеров в современных объектах в автомобильной доступности от столицы. «Это самый высокий показатель за наблюдаемые нами годы. Безусловно, цена номера упала – на 23% – и составила 5,7 тыс. рублей, это рекорд, если не считать 2018 год», – замечает Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL.
В то же время в Санкт-Петербурге июнь – в отсутствие футбольного ажиотажа, но с белыми ночами и международным экономическим форумом – стал успешным, показав взрывной рост как загрузки (на 19 п.п., до 78%), так и цен на размещение (на 10%, до 12,4 тыс. рублей. Основным драйвером роста тарифа стал люксовый сегмент, показавший 40-процентное увеличение по сравнению с уже очень высокой базой прошлого года и достигший уровня 54 тыс. руб. за ночь. Получается, что делегаты ПМЭФ значительно выгоднее петербургским отелям, чем гости чемпионата мира.
Первая половина года на рынках Москвы и Петербурга охарактеризовалась достаточно четкой тенденцией: почти все гостиничные сегменты показали рост в загрузке и падение в средней цене за номер.
В Москве средневзвешенная загрузка за шесть месяцев выросла на 1,6 п.п., до 74%, в то время как ADR (средний тариф) упал на 39%, составив 7,2 тыс. рублей. По сравнению со «стандартным» 2017 годом рост загрузки еще более значительный – на 4 п.п., а тариф остался практически на том же уровне. Это показывает, что интерес туристов к столице растет устойчивыми темпами независимо от проведения крупных мероприятий.
Самым активным с точки зрения роста загрузки в Москве стал верхний предел высокого сегмента (Upper Upscale), увеличивший количество проданных номеров на 7 п.п., до 68%. Лидером по абсолютному значению этого показателя – верхний предел среднего ценового сегмента (Upper Midscale), в котором было занято 81% номеров.
Максимальное падение цен наблюдалось, что неудивительно, в люксе, высоко взлетевшем в прошлом году. Средний тариф в самых дорогих отелях столицы снизился по сравнению с первым полугодием 2018 года на 36% и составил 19,5 тыс. руб. Однако эти отели все равно в плюсе по сравнению с 2017-м, когда средняя цена за номер в них составляла 17,6 тыс. руб.
Динамика первого полугодия в Подмосковье также была ярко выраженной: загрузка превысила предыдущие показатели, достигнув 55% (на 3 п.п. выше прошлого года), при этом тариф упал на 10%, опустившись ниже всех исторических уровней, до 4,8 тыс. руб.
Рынок Санкт-Петербурга показал лучшую динамику по сравнению с московским: среднерыночная загрузка поднялась по сравнению с первой половиной 2018 года на 7 п.п., до 53%, при этом ADR упал «всего» на 9%, до 6,3 тыс. руб. «Это неудивительно, учитывая неважные результаты чемпионата мира на рынке Петербурга, – замечает Татьяна Веллер. – Итогом стала пусть небольшая, но положительная динамика показателя средней доходности на номер (RevPAR) – на 1,4%, до 3,7 тыс. руб. Как и в Москве, мы видим рост показателей по сравнению с январем-июнем 2017 года: загрузка в Петербурге увеличилась на 2,5 п.п., тариф – на 50 руб.».
Лидером по росту загрузки в Петербурге в первом полугодии был самый бюджетный из анализируемых сегментов – средний (Midscale), где она увеличилась на 10 п.п., составив 60%. По абсолютному показателю заполняемости лидировал высокий сегмент (Upscale), в котором было продано 70% номеров. Благодаря международному экономическому форуму и сезону белых ночей петербургский люкс упал в цене всего на 7%, до 25 тыс. руб.