Лицензированные компании-перевозчики, входящие в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, перевезли в 2018 году по рекам и каналам северной столицы рекордное количество пассажиров – почти 3 млн человек. Это в 1,7 раза больше, чем в 2017 году. К этим 3 миллионам можно смело прибавить еще около 500 тыс. человек, которые обслужили компании, не входящие в организацию, или нелегальные перевозчики. В среднем водный тур стоит 500-700 рублей.
В 2019 году Агентство внешнего транспорта (АВТ), подконтрольное Комитету по транспорту Петербурга, рассчитывает на аналогичный пассажиропоток «при благоприятных погодных условиях». Операторы круизного рынка также прогнозируют отложенный спрос внутренних туристов, которые по тем или иным причинам (например, из-за взлета цен на отели во время Чемпионата мира по футболу) отказались в прошлом году от поездки в Петербург и планируют приехать в этом. Кроме того, как отмечают в Едином центре водного туризма (ЕЦВТ, партнерство «Нева Тревел Компани», «Драйвер» и «Смольнинское пароходство», занимает около 30% рынка), может сыграть на руку сарафанное радио футбольного чемпионата 2018 года, которое привлечет новую волну иностранных туристов.
Однако, по оценке генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, на которого ссылается корреспондент газеты «Коммерсантъ», в 2019 году достигнуть показателей прошлого года будет крайне тяжело. Г-н Бурмистров объясняет это тем, что сократится количество туристических посещений с учетом фактора ЧМ-2018. В денежном выражении, прогнозирует Михаил Бурмистров, емкость рынка в 2019 году уменьшится примерно на 15% в случае благоприятных погодных условий и на 25%, если температура будет близкой к среднему за последние десять лет уровню. Отрасль, по его мнению, нуждается в мерах, направленных на привлечение пассажиропотока, в первую очередь – в увеличении срока безвизового нахождения в Петербурге пассажиров морских международных круизных судов.
В 2018 году, по данным речного регистра, к Петербургу было приписано 401 судно, обслуживающее экскурсионно-прогулочные и пригородные маршруты. Всего, согласно информации АВТ, в городе зарегистрировано 94 компании-судовладельца. На рынке работает 18 компаний-перевозчиков, которые имеют лицензии. «Без теневой составляющей емкость рынка круизных услуг оценивается примерно в 2,8 млрд рублей, а с учетом сопутствующего бизнеса – 3,6 млрд рублей», – считает Михаил Бурмистров.
Крупнейшими игроками рынка речных перевозок издание называет компании «Астра Марин», «Нева Тревел Компани», «Водоходъ» и «Смольнинское пароходство». Участники рынка определили пять основных сегментов речного бизнеса – дневные прогулки по рекам и каналам, дневные по Неве и Финскому заливу, ночные разводные мосты, линии в Петергоф и Кронштадт. В последние годы в связи с развитием территорий, прилегающих к Невской губе Финского залива, получили распространение и стали набирать популярность маршруты на двухпалубных теплоходах, включающие выход по Малой Неве в Финский залив с остановками на Елагином и Крестовском островах. Все большим спросом пользуются круизы в Финский залив, где открываются панорамы на новые символы города – стадион «Газпром Арена», небоскреб «Лахта-центр», мост Бетанкура.
По данным ЕЦВТ, самыми популярными экскурсиями в 2018 году стали ночной круиз-концерт (поездка под разводными мостами с музыкой), экскурсии на английском языке, City Cruise (маршрут с пятью остановками), а также поездки на метеорах в Петергоф. В компаниях отмечают, что количество иностранных пассажиров увеличилось на 15%, в основном за счет представителей Бразилии, Германии, Дании, Аргентины и Мексики. Причем, Городское туристско-информационное бюро утверждает, что изменилась продолжительность их пребывания – вместо трех-шести дней иностранцы остаются в городе до двух недель. Как подсчитали в бюро, средняя сумма, которую гости из-за рубежа тратят в Петербурге в день, составляет €100-200 (молодежь), €300 (взрослые), €300-500 (бизнес-путешественники).
В навигацию 2018 года более 30 тыс. туристов стали пассажирами водных экскурсий маршрута City Cruise в Петербурге (формат hop-on/hop-off заработал в 2015 году, он объединен с автобусом City Tour), что на 36% больше показателя за 2017 год. Согласно мнению генерального директора судоходной компании «Одиссея» Ивана Макеева, за форматом круговых речных туров будущее. Он отметил, что в историческом центре Петербурга можно получить ряд отлаженных, популярных круговых маршрутов с высоким уровнем безопасности.
В 2014 году Смольный запустил программу развития сети городских причалов общего доступа и сдачи их в аренду. С 2014 по 2018 год количество причалов увеличилось с 4 до 18, а количество швартовок – с 400 до 26 тыс. Оператором городских причалов является АВТ.
Как подчеркнула генеральный директор ЕЦВТ Юлия Беленовская, бизнес становится клиентоориентированным. «Все больше появляется брендированных, хорошо организованных причалов с информационными стендами и цветовой навигацией для удобства пассажиров. Билеты можно приобретать заранее онлайн, предъявлять при посадке электронный номер заказа», – сказала она.
В Агентстве внешнего транспорта полагают, что в навигацию 2019 года будут работать 18 городских причалов общего пользования. Готовятся к открытию два новых причала на Васильевском острове, летом планируется запустить линию в Кронштадт из центра города, где, кроме метеоров, будет работать и скоростной катамаран «Грифон», построенный на Средне-Невском судостроительном заводе и впервые вышедший в рейс в прошлом году.