Эксперты рынка против законопроекта о подтверждении туроператором оплаты размещения

Эксперты рынка против законопроекта о подтверждении туроператором оплаты размещения

Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ), Правового комитета «Турпомощи», Российской гостиничной ассоциации (РГА), представители крупнейших выездных туроператоров – «Библио Глобус», Coral Travel, Anex Tour, TUI и других дали свое заключение по законопроекту № 503213-7 «О внесении изменений в статью 10 федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Оно направлено в правительство РФ, Совет Федерации Федерального собрания РФ, Государственную думу РФ.
Напомним, депутаты хотят изменить статью 10 основного отраслевого закона и обязать туроператоров предоставлять клиентам подтверждение «непосредственной оплаты туроператором гостиницы или иного средства размещения». Законопроект поддержан профильным комитетом Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, внесен в Госдуму и в ближайшее время его рассмотрят в первом чтении.
Согласно проекту, документы об оплате должны быть предоставлены туроператором не позднее чем через сутки «с момента передачи туроператору туристом и (или) иным заказчиком денежных средств». За нарушение новой нормы закона предлагается установить для туроператора штраф в размере 10% от суммы, переданной в счет оплаты гостиницы, а туристу предоставить право требовать расторжения договора и возврата уплаченной суммы.
Эксперты туристического рынка пришли к выводу, что предлагаемые этим законопроектом механизмы на практике нереализуемы, потому что противоречат деловому обороту.
Туроператорская деятельность по организации исполнения туристского продукта подчиняется контрактам с иностранными поставщиками услуг, при этом формы сотрудничества с иностранными компаниями многообразны и предусматривают различные способы оплаты бронирований, в том числе по факту проживания туриста в отеле, а также посредством внесения депозитов, фьючерсов, комитментов и прочих видов специальных сделок.
Оплата услуг идет не только в средства проживания, но и в принимающие компании, которые взаимодействуют с собственными поставщиками – управляющими компаниями холдингов отелей, системами бронирований, консолидаторами бронирований. Практически невозможно в системном режиме предоставлять каждому потребителю доказательства оплаты гостиницы, так как потребуются документы третьих лиц, которые не обязаны их представлять в силу местных законов или условий контрактов.
Есть и другие тонкости. В частности, договоры заключаются с иностранными принципалами и обязаны соответствовать не только российскому законодательству, но и международным нормам. К тому же, отели часто устанавливают жесткие условия сотрудничества, требуя, например, оплаты установленного количества номеров еще до начала сезона. Понятно, что в момент предоставления услуги оператор не может предоставить документ об оплате проживания на конкретного туриста.
Получается также, что для доказательства факта оплаты перед потребителем туроператор должен будет предъявить контракты, сводные инвойсы, заявления на валютные переводы, которые относятся не к этому туристу, а ко всем потребителям услуг туроператора в определенном временном интервале. Это невозможно в силу необходимости защиты персональных данных и положений о конфиденциальности.
Эксперты уверены, что те документы (ваучер, авиабилет, страховка), которые сейчас туроператор выдает туристу, согласно действующему отраслевому закону, – достаточное подтверждение обязанности туроператора и его контрагентов исполнить туристический продукт.
Авторы законопроекта утверждают, что наличие у клиента ваучера однозначно не свидетельствует об оплате туроператором услуг гостиницы и, соответственно, дает возможность не заселять туриста. Однако, как пояснили RATA-news участники рынка, именно ваучер считается признанным в международной практике свидетельством об оплате. «Во всем мире ваучер – платежный документ. Его выдает принимающая компания или отель, они и отвечают за размещение туриста», – утверждают они.
Требование законопроекта о предоставлении документов «в течение 24 часов» нереализуемо не только в силу названных причин, но еще и из-за разницы во времени между регионами и нашей страны, и всего мира. Она просто не позволит забронировать, получить подтверждение, произвести оплату, получить подтверждение оплаты даже для одного туриста.
Авторы проекта ссылаются на потребительские конфликты в туризме, и рассчитывают, что новый закон усилит ответственность участников туристического рынка и повысить уровень правовой защиты туристов. Однако, как полагают эксперты рынка, наличие потребительских конфликтов – результат неисполнения действующего законодательства, и вряд ли предлагаемые изменения защитят от его нарушения.
Эксперты рынка отмечают также, что законодательные поправки, в том числе и по штрафным санкциям в отношении туроператоров, вносятся без достаточной проработки с профессиональным сообществом. Они станут необоснованным сдерживающим фактором для их деятельности и при этом не позволят защитить туриста от недобросовестных участников рынка.
Ранее отрицательные заключения по этому законопроекту дали Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма и Комиссия РСПП по туристской индустрии.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Cabify в очередной раз меняет тарификацию Во что вкладывают средства самые успешные инвестиционные фонды Испании Пять типов покупателей жилья в Испании: какую недвижимость они ищут и какие цели преследуют? Посещение Портика славы в соборе Сантьяго-де-Компостела станет платным 16 000 жителей Андалусии были оштрафованы за разговор по телефону за рулем

Лента публикаций