Юристы предупредили турагентства о больших рисках в деле «Жемчужной реки»

14.02.2019 9:58

Юристы предупредили турагентства о больших рисках в деле «Жемчужной реки»

Ситуация с банкротством туроператора «Жемчужная Река» развивается по стандартному сценарию – часть пострадавших туристов уже посчитана страховщиком двух юрлиц туроператора и обозначен объем компенсаций – как и ожидалось, мизерного размера. Далее юристы рекомендуют туристам «маршрут» в Турпомощь, чтобы заполнять заявление на выдачу компенсация из резервного фонда «Жемчужной Реки». И уже после этого рекомендуется обращение в суд с требованиями к туроператору. Хотя, как показывает практика, вернуть средства таким образом маловероятно – у туроператоров обычно нет ни собственности, ни денег на счетах. Однако турагентствам рекомендуется оказывать туристу содействие в направлении его в правильную сторону и помощь с документами.

При этом эксперты-юристы предупреждают: уже есть случаи обращения туристов в суд против турагентств с целью вернуть деньги, и если у турагента нет на руках документов, убедительно подтверждающих перевод денег туроператору – высок риск, что суд решит дело в пользу туриста.

«Напомню, приказом Ростуризма от 12 декабря из реестра были исключены сведения о двух юрлицах «Жемчужной реки», основанием стала невозможность исполнения обязательств по договорам с 8 декабря по турам в Китай. Соответственно, все туристы, чьи туры начинались после данной даты, могут и должны обращаться в страховую компанию», - прокомментировала корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Ирина Доценко, начальник юридического отдела компании «Персона Грата». Прием заявлений от туристов страховая компания «Орбита», страховщик «Жемчужной реки», начала с 18 декабря. При этом оба юрлица туроператора – «Тревел дизайнерс» и «Геркулес Трэвел» застрахованы на 10 млн рублей. По прогнозам, после подсчёта всех потерпевших им достанется примерно по 10% от стоимости тура, что будет очень небольшой суммой, тем более при демпинговых ценах туроператора.

«Далее Ростуризм рекомендует туристам обращаться в «Турпомощь» - с просьбой выплатить компенсацию из фонда персональной ответственности туроператора. Мы со своей стороны тоже рекомендуем туристам не пренебрегать этим этапом», - отметила Ирина Доценко. Уже по его прохождению можно обращаться и в суд, где турист теоретически может предъявить туроператору претензию по поводу всего, что не получил, плюс компенсацию морального вреда... Однако практика показывает, что шансы получить реальные средства в данном случае невелики.

«Но в разных историях бывало по-разному. В любом случае, мы советуем не миновать этот этап, потому что чем позже обратился – тем меньше шанс и меньше сумма», - отметила Ирина Доценко. При этом эксперт рассказала, что на рынке встречались случаи, правда с другими банкротствами – в частности, с «Панорамой», когда туристы пытались выяснить у страховщика, имеет ли смысл к нему обращаться, и получали ответ, что «ничего не получат», однако при составлении письменного обращения по всей форме все же получали свои компенсации.

По словам юриста, практика показывает, что турагентства в норме помогают своим туристам сориентироваться – подсказывают ход действий, помогают в сборе документов и т.д. «Некоторые турагентства возвращают то, что могут вернуть – свою комиссию – в бесспорном порядке», - также отметила Ирина Доценко.

При этом эксперт признала – при имеющихся реалиях туристического рынка риск турагентств достаточно велик. «Мы уже видим, что многие туристы предъявляют иск турагенту, считая, что так больше шансов вернуть деньги: ведь турагент не обанкротился, а деньги, с их точки зрения, они отнесли именно в турагентство. Какой прогноз по ситуации? Если турагент проводил платежи должным образом, и может доказать, что все деньги ушли туроператору, то в случае суда он ничем не рискует. Но наши реалии таковы, что далеко не все турагентства располагают весомым для суда документальным подтверждением факта такой оплаты. Многие турагентства переводили деньги либо на карточку менеджера туроператора, либо передавали наличными... В этом случае стоит понимать, что такие турагентства при судебной претензии рискуют стать тем юрлицом, которое будет обязано вернуть деньги. И такая ситуация бывает, к сожалению, часто», - подчеркнула Ирина Доценко.

Более того, по словам эксперта, если турагенты даже вполне «законопослушно» платили через платежных агентов - через терминалы, то ситуация всё равно складывается не в их пользу, т.к. такие турагенты не могут представить фискальный кассовый чек, который соответствует требованиям суда, а именно указывает за каких туристов и по какому договору данные средства были переведены. «На подобном чеке в лучше случае указана только фамилия турагента как представителя юрлица, и далеко не всегда такой чек можно привязать к конкретной заявке, а значит невозможно подтвердить, что деньги туристов переведены туроператору. Хотелось бы еще раз напомнить – всегда, когда турагент отклоняется от положенного законом порядка действий, он очень сильно подставляет себя и рискует», - резюмировала Ирина Доценко.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

В скором времени официальные матчи Ла Лиги смогут проводиться в США Рынок Sant Antoni в Барселоне переживает покупательский бум после ремонта Mango откроет в Барселоне инновационный центр и возьмет на работу 100 сотрудников Барселона входит в топ-10 городов, куда приедут россияне встретить 2019 год «Барса» представила самый большой бюджет среди всех футбольных клубов

Лента публикаций