Теракт над Шарм-эль-Шейхом: прошло пять лет с момента самой массовой гибели российских туристов

31.10.2020 19:38

Теракт над Шарм-эль-Шейхом: прошло пять лет с момента самой массовой гибели российских туристов

В субботу, 31 октября, у российско-египетского туризма трагическая годовщина – ровно пять лет назад произошла крупнейшая в истории российского туризма авиакатастрофа – лайнер А321 авиакомпании «Когалымавиа», возвращавшийся из Шарм-эль-Шейха в Петербург, разбился над Синаем. Все 217 туристов, находившихся на борту, и 7 членов экипажа погибли. Катастрофу быстро признали терактом, однако расследование продолжается до сих пор – и до сих пор российские туристы «пробираются» на курорты Красного моря окольными путями.

Напомним подробности: лайнер Airbus A321-231 авиакомпании «Когалымавиа», чартер туроператора Brisco, вылетел из аэропорта Шарм-эль-Шейх в Санкт-Петербург 31 октября 2015 года, тоже в субботу, в 6:50 утра. Лайнер начал набор заданной высоты, но уже через 23 минуты после взлета исчез с экранов радаров и связь с ним прервалась. Официальное подтверждение того, что лайнер разбился поступило только в полдень по местному времени, когда египетские военные обнаружили обломки самолёта. Они были обнаружены фактически в центре Синая, в местности Аль-Ариш. Обломки были найдены на территории почти 20 км.

Считается, что теракт над Синаем стал одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта, крупнейшей катастрофой самолётов семейства Airbus A320, крупнейшей авиакатастрофой 2015 года, а также самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации, и самой массовой гибелью российских туристов за всю историю российского туризма.

В первые дни высказывалось несколько версий – в том числе, высказывалась версия, что самолет сбили ракетой. Рабочих версий в тот же день осталось две – технические неполадки в самолете и теракт.

Первую версию довольно быстро сочли несостоятельной – однако до этого в тот же день в офисах туроператора и авиаперевозчика прошли обыски, СК России возбудил уголовное дело по двум статьям: 236-й ("Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") и 263-й ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта"). На следующий день «Когалымавиа» было приказано прекратить полеты, а ещё через несколько дней туроператор и авиаперевозчик устроили совместную конференцию, отчитываясь о состоянии самолёта. История лайнера была типичной для российских авиакомпаний «третьего эшелона» он был выпущен в 1997 году, неоднократно передавался в лизинг, на момент катастрофы находясь в собственности у голландской компании AerCap и в лизинге у «Когалымавиа». Было заявлено, что все технические проверки и обслуживание проводились в срок, а последняя еженедельная проверка была за 5 дней до трагедии… В итоге вопрос о техническом состоянии лайнера был снят, однако добавим, что ни авиакомпания, ни туроператор Brisco, после этой катастрофы так и не оправились и «сошли со сцены».

Версию о теракте озвучил в день катастрофы глава ФСБ России Александр Бортников. Ответственность тут же взяли на себя боевики «Исламского государства» (запрещенной в России экстремистской организации). Министерство гражданской авиации Египта создало специальную комиссию. В нее вошли представители России, Франции, Германии, Исландии, Египта и США, а также технические консультанты из Airbus и Европейского агентства по безопасности полетов. В итоге вывод был однозначный – теракт, взрывное устройство сработало скорее всего в хвосте лайнера — в отсеке для багажа. Именно в этом месте после детонации разрушилась обшивка, из-за чего фюзеляж разломился на две части еще в воздухе. По версии следствия, устройство было каким-то образом пронесено на борт – впрочем, как имел возможность удостовериться корреспондент «ТУРПРОМ», вылетавший из Шарм-эль-Шейха примерно за неделю до катастрофы, соблюдение правил безопасности в аэропорту оставляло желать лучшего – например, погрузка багажа туристов производилась сотрудниками вручную. Кстати, Египет признал теракт только через несколько месяцев – в феврале 2016 года.

Российские власти же отреагировали достаточно быстро – Египет был закрыт меньше, чем за неделю. Уже 6 ноября президент Владимир Путин после заседания Национального антитеррористического комитета (НАК) поддержал предложение директора ФСБ Александра Бортникова о приостановке авиасообщения с Египтом и эвакуации всех российских туристов, отдыхающих на курортах этой страны. Ростуризм немедленно заявил о создании координационного штаба по эвакуации, оценив количество наших туристов в Египте на уровне 45 тысяч человек. При этом туристы вылетали отдельно, а их багаж – отдельно. Кстати, авиасообщение с Египтом тогда прервали также Великобритания, Ирландия и Германия, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Однако к настоящему моменту так или иначе все они вернулись на египетские курорты. Для отечественных же туристов с этой даты туризм на курорты Египта официально закрылся – и закрыт до сегодняшнего дня.

Погибших туристов похоронили в Петербурге на Серафимовском кладбище. Позже во Всеволожске возвели мемориал «Сад памяти», а в Санкт-Петербурге заложили храм Святого великомученика Димитрия Солунского памяти жертв катастрофы. Тему возобновления перелетов начали поднимать уже в ту же зиму, Египет занялся реформированием систем безопасности аэропортов, однако и на сегодняшний день ничего не меняется – российские комиссии прибывают одна за другой, однако Хургада и Шарм-эль-Шейх по-прежнему закрыты. Рейсы в Египет разрешили лишь спустя три года – в 2018, и только в Каир.

Высказываются предположения, что столь долгий отказ России от возобновления авиасообщения связан с неконструктивной позицией египетских властей по поводу ответственности за теракт. Ведь не просто так российские власти, уже получившие от Египта все мыслимые уступки по наиболее привлекательным военным и производственным проектам, продолжают тянуть вопрос с открытием чартеров в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, хотя безопасность там доведена до уровня, который потребовала Россия. Дело в том, что в начале марта 2020 Апелляционный суд Каира отклонил иски семей российских туристов, погибших в этой катастрофе, сочтя личности жертв неустановленными, а крушение - аварией, а не терактом. При этом судьи не стали рассматривать конкретные иски по совершенно возмутительной причине, посчитав, что личности погибших до сих пор не установлены, одновременно отклонив претензии к правительству Египта, по халатности членов которого, как считают заявители, террористы смогли взорвать самолёт. Более того, само крушение Египет до сих пор считает лишь аварией, а её расследование продолжается, хотя в СКР и ФСБ России давно все расследовали и выявили конкретных террористов, причастных к этому преступлению.

➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал туристических новостей на ЯНДЕКС.ДЗЕН. Также рекомендуем подписаться на наш Канал новостей в Telegram: https://t.me/tourprom

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Расписание матчей «Барселоны» 2018–2019 Лучший рождественский кулич в Испании можно купить в кондитерской в Барселоне Две талантливые испанки сделали модным традиционное арабское платье Правительство Испании закроет все АЭС до 2030 года Деревни Испании борются за статус самой красивой, чтобы получить бесплатное проведение интернета

Лента публикаций