Воспитание ответственности у ребёнка

12.08.2018 13:33

Каждый родитель, конечно, хотел бы, чтобы его ребёнок был подготовлен к школе. Но нужно подготовиться не только к чтению и письму. Прежде всего, нужно воспитать волевые качества: настойчивость, самостоятельность, ответственность. 
Очень хорошим средством воспитания этих качеств является хозяйственно-бытовой труд. В результате такого труда ребёнок овладевает определёнными навыками, умениями, учится планировать, ставить цель. Это пригодится ему потом в учебной деятельности. 
В шесть лет малыш уже может помогать родителям в уборке квартиры, мыть свои детские игрушки, стирать кукольную одежду и свои мелкие вещи, мыть свою посуду, накрывать на стол и убирать со стола. Также он может помогать взрослым в приготовлении пищи: лепить пирожки, мыть овощи, вырезать из теста печенье. 
Убрать свои машинки на радиоуправлении уже должно стать для шестилетнего ребёнка привычным делом, которое не требует напоминания. В шесть лет он также уже может научиться пришивать пуговицы, зашивать одежду. 
Конечно, бытовой труд однообразен и многие дети не испытывают к нему интереса. Они делают только то, что им интересно. Но о сформированном чувстве ответственности можно говорить только тогда, когда ребёнок выполняет не только то, что ему интересно, но и то, что нужно. Причём без напоминания и требования взрослых он сам должен помнить о своих обязанностях. Только тогда можно, сказать, что у него есть чувство ответственности. 
Как же организовать труд ребёнка, чтобы он способствовал формированию у него ответственности. Обязанности нужно вводить постепенно, обсудив их с ребёнком. Естественно, не следует давать поручения, с которыми он может не справиться. Это приведёт лишь к тому, что появится отрицательное отношение к поручению. Сначала лучше выполнять задания вместе с ребёнком, затем постепенно выделить ему часть работы. Например, при уборке квартиры, поручить ему, вытирать пыль с мебели. 
Дав задание, нужно обязательно указать, каков должен быть конечный результат. Иначе затрудняется самоконтроль и снижается чувство ответственности. Но даже если ребёнок уже многому научился, необходим контроль взрослых за его деятельностью. Это поможет не допустить ошибок. Если ребёнок в процессе выполнения поручения испытывает трудности, поддержка родителей, похвала помогают их преодолевать. 
Также воспитанию ответственности способствует беседа о том, как трудился ребёнок. Обязательно нужно отметить, что у него хорошо получилось. Конечно, не нужно очень строго судить малыша, но всё же требования к нему должны постепенно увеличиваться.

Лента публикаций
Вверх