Юный и свободный LibreOffice на офисном рынке

12.08.2018 12:27

Офисные инструменты вновь делают погоду на рынке ПО - причём, очень жаркую: каждый из самых важных разработчиков этой прибыльной области бизнеса информационных технологий обозначает свой участок.

В начале года была представлена ещё малоизвестная для публики The Document Foundation, которая выпустила LibreOffice 3.3 – первую стабильную программу в новом свободном офисном пакете, который отделился от ООо – OpenOffice.org. Практически сразу засветилась среди новостей Oracle, а затем и IBM, которые работают с созданием облаков на основе OOo. Вскоре дала о себе знать и Google, которая обновила линейку интернет-приложений Google Apps, в том числе её текстово-табличный компонент Google Docs. Всё ещё у всех на устах Office 365 – дитя гиганта ИТ-рынка Microsoft, презентация коего будет не раньше февраля. Необычайная суета играет роль вестника будущих реформ приватности: в первый раз за последние несколько лет электронно-офисные инструменты представлены довольно обширным количеством средств, приблизительно схожих по своим функциям, однако охватывают всю амплитуду стоимостей и условия, при которых можно получить лицензии, если начать с 0 и с полного проявления воли. Рядовым участникам ИТ-рынка, будь то небольшой сервис по ремонту компьютеров или завод по производству холодильников, копошение производителей «грозит», в первую очередь, возможностью уменьшить размер издержек на то, чтобы содержать офис, однако такое мнение стандартно. Если же взглянуть на обстоятельства с другой стороны, то представляется возможным самостоятельно включиться в процесс формировки новой ипостаси виртуального офиса – и обогатиться за счёт этого.

Первая из проблем любого персонального компьютера в любом его виде – это слишком высокая цена офисных инструментов. Героем и виновником тут остаётся MS Office, всегда считавшийся законодателем моды и бессменным лидером. В течение двух десятилетий своего развития Майкрософт Офис поменял больше дюжины версий – и всё ещё недостижимо популярен.

Статистика, скромно приводимая его создателями в канун наиболее выдающихся презентаций, вызывает чувство зависти у любого софтверного издателя на планете - к лету минувшего года продукты линейки Office пользовались 750 миллионов ПК, а если принять в расчёт «пиратки», а также различные экземпляры нестандартной конфигурации, то эти цифры приблизительно совпадут с общим числом ПК с установленной MS Windows, т.е. станут больше одного миллиарда. Не словить этот момент – совершить непростительную ошибку в бизнесе, и Майкрософт, конечно, ловит свой шанс. Стоимость самого популярного офисного пакета стабильно трёхзначна и нет ничего удивительного в том, что как раз то подразделение компании, которое занято разработками программ MS Office, кормило, кормит и будет кормить гигантскую корпорацию. На сегодняшний день «Офис» как всегда уверен в своих крепких позициях: последняя версия прошлого года стала самым быстро продаваемым видом пакета от начала его существования. Проект офиса Microsoft стал таким успешным, что в течение последних лет Майкрософт ни разу не попыталась начать борьбу против синдрома «у моего офиса достаточно хорошее качество», предоставляя любому из рядовых пользователей самому выдумать причину апгрейдиться (к примеру те, у кого старые версии, не смогут обновить офис до Office 2010 за половину стоимости – за новшество им придётся платить полную сумму).

Приближающаяся презентация Office 365 (облачная надстройка в помощь основному офисному пакету) вряд ли сможет изменить ситуацию со стоимостью, так как главными клиентами в офисном бизнесе для компании остаются покупатели BOX-версий. Но некоторые крупные компании решили разыгрывать облачную карту, чтобы от Microsoft переманивались пользователи, уставшие от высокой стоимости. Прежде всего, этим занялась Google, при помощи своего набора с приложениями Docs, которые занимаются реализацией работы с документами офиса посредством веб-интерфейса, а также при помощи более полного набора Apps, в который включены ещё и электронная почта, ежедневник и другие опции и функции, что заметно облегчает творчество коллектива. Приблизительно такие же планы есть и у облачных офисов IBM Lotus Symphony, а также Oracle, ведь они оба построены на основе ООо. Чаще всего базовая конфигурация включает в себя такие надстройки бесплатно, хотя за довольно-таки символические денежные средства их могут настроить с учётом пожеланий конкретных заказчиков, ещё и предоставив помощь в перенесении с другой платформы. Несмотря на популярное мнение, функциональности таких продуктов вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальную офисную деятельность, что вкупе с невысокой ценой уже сделало их довольно популярными. Опираясь на расчёты Google, можно сказать, что цена на одно рабочее место, оснащённое Google Apps, выходит гораздо ниже цены на такое же, построенное на основе MS Office. Доказательство этого – в  виде трёх миллионов предприятий и четверти миллиарда людей, которые используют этот продукт. На определённых позициях (например, в высших учебных заведениях Америки) использование облачного офиса от Google вообще занимает лидирующую позицию.

Не вписывается в альтернативные наборы офисного инструментария ещё совсем новый LibreOffice. Он стал прямым наследником знаменитого ООо, выделившись из него и став самостоятельным, независимым от влияний любой компании проектом.

Разработка свободного в своей сущности (так как лицензионного) офисного пакета ООо происходила под строгим наблюдением Sun Microsystems, но процесс шёл как по маслу не так уж и часто. Влияние бюрократизма и сомнительных стратегических решений Sun ещё на её веку послужило поводом для энтузиастов (то есть, прежде всего тем, кто создаёт популярные дистрибутивы ОС Linux) сохранять те изменения, которые Sun Microsystems забраковала, для OpenOffice.org. Затем (то есть когда ООо перешёл к Oracle) авторы получившегося набора приняли решение о превращении коллекции исправлений в новый пакет офиса, который стали называть LibreOffice. Формального хозяина он нашёл в лице некоммерческой организаций TDF – The Document Foundation, учреждённой благодаря сотрудничеству с такими известными игроками, как Novell, Google, Canonical и Red Hat. После избавления проекта от преобладающего воздействия одного из участников, творцы LibreOffice рассчитывают не просто привлекать пользователей с помощью новых функций и более шустрого процесса разработки (новые версии они планируют выпускать по прошествии каждых нескольких недель), но и заинтересовывать тех авторов, которые боялись корпоративной принадлежности OpenOffice.

Специалисты по свободному программному обеспечению уверены, что для софтверной индустрии необходима ещё как минимум одна революция, чтобы перейти от зарабатывания на продажах программного обеспечения к заработку с помощью их обслуживания. Во всяком случае, что касается офисного инструментария, так на данный момент есть лучшая возможность для попыток воплощения теории в реальность.

Что касается ещё таких недорогих проприетарных облачных офисов IBM , Google или Oracle, то им сейчас хорошо удаётся ослаблять лояльность аудитории к Майкрософту и помогать экономить, зато благодаря свободному LibreOffice возможно самостоятельно принимать участие в изменении «рынка офисов». В оригинальные текстах «Либры» отсутствуют торговые знаки, а демократичная лицензия даёт право фактически неограниченных манипуляций с программой. Косметическая операция на интерфейсе пользователя (разбалованных красотой MS Office пользователей не устраивает аскетичность вида) и минимальные переработки, а затем и ребрэндинг, настройки LibreOffice – это самые примитивные показатели того, что реально осуществить с пользой для себя. Однако если учесть планы TDF, то становится очевидным, что это только крошки со стола, а сам же стол сервирован поистине королевским угощением.

OpenOffice.org уже успешно приняли государственные структуры и бизнес в Европе (в Германии он сейчас охватывает 20% рынка), к ближайшему времени общественное внимание будет переключаться на «Либру», однако чтобы продолжить экспансию, вокруг новинки необходимо сформировать сферу с сопутствующими услугами, которая на сегодняшний день фактически отсутствует. Кому-то необходимо заниматься обучением, чтобы были подготовлены профессиональные консультанты, преподаватели и тренеры, организовывать службу техподдержки, нарабатывать средства для облегчения миграции, в конце концов, подумать про сертификацию как продуктов, так и персонала. Благодаря свободной лицензии и независимости от поворотов судьбы (в случае, если какой-то участник из The Document Foundation потерпит крах, весь проект продолжит своё существование) у LibreOffice есть определённая уверенность в завтрашнем дне. А начинать необходимо уже сейчас. Потому как завтра – классика жанра... – вузы закончат молодые люди, учившие и выросшие, пользуясь свободным офисным софтом, и догнать их будет не так-то просто.

Следующая новость
Предыдущая новость

Как раннее время начала занятий в испанских школах влияет на самочувствие учеников? Ученики одной из школ Мадрида знакомятся с искусством дубляжа фильмов Женские испанские стартапы терпят неудачу гораздо реже мужских Лучшую паэлью в мире готовят в Эль-Пальмар Шейх из ОАЭ покупает дом в Малаге рядом с домом певца Хулио Иглесиаса

Лента публикаций