Эксперты портала Tourdom.ru 17 апреля прокомментировали предложения министерства финансов РФ по доработке системы «Электронная путевка». Детали претензий ведомства накануне опубликовал «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с позицией Минфина.
В частности, министерство предлагает прописать в проекте подробности функционирования ряда механизмов системы ЭП: «Например, неясен механизм реализации предупреждения случаев неисполнения обязательств по договорам о реализации туристского продукта и нарушений прав туристов, в том числе в результате прекращения деятельности туроператора». Кроме того, Минфину непонятно, будет ли платным запрос информации с использованием усиленной электронной цифровой подписи или нет, и в какие сроки можно получить эти сведения.
Эксперты считают требования Минфина трудно нереализуемыми на практике. «Большинство услуг туристу оказывают сторонние организации за рубежом, которые к ЭП не имеют никакого отношения. Каждая из них имеет свои обязательства, и обеспечить 100% гарантию, что они их выполнят, нельзя. Если туроператора «кинет» DMC, или в стране пребывания произойдет военный переворот, путевка от этого никак не защитит, она может лишь снизить риск причинения убытков», - пояснил глава ЮА «Персона Грата» Георгий Мохов.
Он добавил, что на уровне Минфина обсуждается введение механизма депонирования - 30% средств, заплаченных туристами за поездки, должны проходить через единый расчётный центр, где будут заморожены до возвращения путешественников домой. Это предложение на рынке также считают утопичным.
Руководитель IT-комитета «Турпомощи» Игорь Козлов подтвердил, что 100% защиты не достичь, но ее уровень можно повысить доработкой существующих механизмов – фингарантий и страхования. Одна из проблем в том, что туроператоры сдают отчетность за прошлый год, и исходя из нее оформляют договор страхования гражданской ответственности, хотя в течение года объемы продаж могут вырасти в 2-3 раза. Таким образом, по мнению Игоря Козлова, система ЭП должна быть не информационной, а операционной, чтобы именно через нее проходили все платежи от турагентов туроператорам.
«Это было бы полезно и Минтрансу для отслеживания нарушений в сфере чартерной перевозки. Еще одна проблема в том, что страховщики заключают договор на год и не готовы его постоянно изменять. Горячие головы хотят застраховать 100% риска, включая туры на регулярных рейсах, которые уже застрахованы от коммерческих рисков. Тогда как для эффективной работы достаточно ввести минимальный страховой порог – 50% стоимости тура», - считает Козлов, добавив, что параллельно Ростуризм нужно наделить полномочиями финмониторинга по аналогии с банковским – правом проводить аудит и вводить в компаниях внешнее управление.