Август вернул туристов в Петербург и продолжил ажиотажный сезон в Москве

26.09.2018 9:54

Август вернул туристов в Петербург и продолжил ажиотажный сезон в Москве

Консалтинговая компания JLL представила анализ показателей гостиничных рынков Москвы и области, Санкт-Петербурга, Сочи в летний период 2018 года. По словам главы департамента гостиничного бизнеса JLL Татьяны Веллер, август на рынках двух столиц и главного всесезонного курорта России был на удивление оживленным в большинстве гостиничных сегментов.
«В случае Москвы успех летнего сезона вряд ли повторится в ближайшем будущем, а Петербургу август позволил сбалансировать неудачное начало года, – пояснила эксперт. – Гостиничные рынки постепенно восстанавливают свой обычный ритм. И если в Москве по-прежнему ощущается "футбольный эффект", то Петербург и Сочи вернулись к традиционному бизнесу».
В августе все, за исключением одного, сегменты гостиничного рынка Москвы нарастили и загрузку, и средний тариф (ADR), хотя традиционно конец лета – не самый оживленный для столицы, потому что интерес туристов снижается, а деловой спрос еще не успевает вернуться. По данным компании JLL, в этом августе загрузка столичных отелей в среднем по рынку достигла 83%, увеличившись на 4,9 процентных пункта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тариф – на 7%, до 7,1 тыс. руб. Причиной позитивной динамики в этом году может быть продление действия паспорта болельщика (Fan ID) и реализация отложенного с июня-июля туристического спроса.
Средняя загрузка на рынке Москвы летом 2018 года выросла до 85% против 81% в прошлом году, ADR вырос на 143%, достигнув беспрецедентного уровня 17,4 тыс. рублей, что позволило нарастить доходность на номер (RevPAR) на 163%, до 14,8 тыс. рублей.
Лидером этого лета по динамике RevPAR среди сегментов столичного рынка стал люкс, увеличивший показатель почти втрое, до 45 тыс. рублей. «Высокопоставленные гости чемпионата мира по футболу заложили основу пикового спроса на самые дорогие отели Москвы, и он успешно сохранился и в августе: в этом месяце было продано 74% люксового номерного фонда (в прошлом году – всего 66%), а средний тариф составил 18 тыс. рублей. против менее 16,3 тыс. рублей годом ранее. В среднем же летом 2018-го загрузка в люксовом сегменте составила 82%. Для сравнения: в летний сезон 2017 года она равнялась 71%, 2016-го – 67%», – отметила Татьяна Веллер.
При этом подмосковные отели можно в некоторой степени назвать «жертвами» ЧМ-2018: они потеряли часть гостей этим летом. Загрузка в среднем за июнь-август снизилась на 1,7 п.п., до 56,1%. При этом те, кто все-таки приехал в область, был готов платить более высокую стоимость за проживание, и ADR составил 6,6 тыс. рублей против 5,5 тыс. рублей летом 2017 года. Из-за такого неэластичного спроса прибыль подмосковных отелей по-прежнему росла, несмотря на снижение количества гостей. В результате RevPAR в среднем за лето увеличился с 3,5 тыс. рублей до 3,7 тыс.
В Северной столице август стал месяцем возвращения гостиничного рынка к нормальным условиям с точки зрения загрузки и среднего тарифа. Городу будет довольно сложно полностью компенсировать отсутствие ожидаемых операционных результатов в период футбольных матчей, но итоги августа подтверждают тот факт, что туристический спрос в Санкт-Петербурге остается высоким, а туристы просто ждали оттока футбольных фанатов из города.
Отложенный из-за ЧМ туристический спрос принес положительные результаты в августе: рост загрузки на 2,3 п.п. по сравнению с 2017 годом, до 86%, и довольно высокий средний тариф – 6,7 тыс. рублей (по сравнению с 6 тыс. рублей в прошлом году) привели к увеличению RevPAR на 15%, до 5,7 тыс. рублей.
Это помогло сгладить негативный эффект чемпионата мира в Санкт-Петербурге. В результате среднерыночная загрузка с июня по август упала на 11 п.п. и составила 75%, ADR вырос на 25%, или на 2,3 тыс. рублей, до 11,3 тыс. рублей., что привело к увеличению RevPAR на 10%, до 8,1 тыс. рублей.
В Петербурге лучшую динамику по доходности на номер этим летом продемонстрировал высокий сегмент (Upscale), где показатель увеличился на 20% при падении заполняемости на 3 п.п. и росте ADR на 25%. Самые низкие результаты были в верхнем пределе высокого сегмента (Upper Upscale), где RevPAR увеличился всего на 2%.
В свою очередь, Сочи продемонстрировал, что эффект чемпионата мира практически не чувствовался в современном номерном фонде. Можно было ожидать, что 1/8 и 1/4 финала создадут ажиотаж в гостиницах прибрежного кластера, но, судя по всему, даже если загрузка и возрастала резко на одну-две ночи во время матчей, это не повлияло на среднемесячные показатели и общие летние результаты.
Как полагает Татьяна Веллер, хорошая погода поспособствовала естественному росту загрузки в верхних гостиничных сегментах на море (64% в среднем за лето по сравнению с 57% в прошлом году), тариф также вырос до 16,5 тыс. рублей в сравнении с 14,2 тыс. рублей год назад. В то же время настоящий бум наблюдался в горах: здесь был занят 81% всех гостиничных номеров верхних сегментов. При этом средние тарифы, которые отельеры в горах используют для привлечения гостей в низкий для себя сезон, оставляют желать лучшего (4,5 тыс. рублей по сравнению с 3,6 тыс. рублей в 2017 году), но по-прежнему демонстрируют стабильную тенденцию к росту.
Если тенденции августа этого года сохранятся, то все описанные гостиничные рынки должны опередить по показателям прошлый год. Затем, как заметила г-жа Веллер, станет ясно, будет ли наследие крупномасштабного спортивного мероприятия продолжать привлекать туристов после того, как непосредственный PR-эффект чемпионата мира пройдет.

Источник

Лента публикаций
Вверх